Жалоба на управляющую компанию (УК)
— право собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома в случае неоказания или не качественного оказания услуг, процессуальных нарушений при проведении общего собрания собственников, не обоснованного повышения тарифов на оказываемые услуги, отсутствия или отказа представить итоговый отчет.
Жалобу, в зависимости от сути нарушений допущенных управляющей компанией, при оказании услуг определенных договором управления многоквартирным домом, жильцы могут направить:
- Руководителю УК.
- В государственную жилищную инспекцию.
- В Роспотребнадзор.
- В Федеральную Антимонопольную Службу (ФАС).
- В прокуратуру.
- В суд.
Претензия руководителю УК.
Все взаимоотношения между жильцами многоквартирного дома и управляющей компанией регулируется Федеральным законом «О защите прав потребителя». Форма обращения к руководителю УК – претензия с требованием предоставления не оказанной услуги или устранения недостатков оказанной услуги.
Претензия составляется в двух экземплярах, один из которых остается в УК, а второй с отметкой о принятии и подписью секретаря у заявителя. Срок рассмотрения претензии – 10 дней.
Жалоба в государственную жилищную инспекцию (ГЖИ)
ГЖИ – это орган исполнительной власти, контролирующий выполнение законодательных и нормативных актов в коммунальной сфере. В рамках своих обязанностей ГЖИ осуществляет контроль за:
- эксплуатацией домов и придомовых территорий;
- техническим состоянием, ремонтом и обслуживанием домов и общедомового оборудования;
- обоснованностью нормативов потребления коммунальных услуг;
- подготовкой домов и общедомового оборудования к отопительному сезону;
- рациональным использованием ресурсов;
- соблюдением стандарта раскрытия информации управляющими компаниями;
- соблюдением правил признания жилья непригодным к проживанию;
- соблюдением правил перевода жилья из жилого в не жилое.
Жалоба в государственную жилищную инспекцию составляется в произвольной форме. Заявитель имеет возможность предъявить жалобу при личном посещении инспекции, отправить жалобу заказным письмом, по электронной почте или в электронном виде на сайте ГЖИ.
Срок рассмотрения жалобы – 30 дней со дня её регистрации. Результатом обращения в ГЖИ станет проверка нарушений указанных в жалобе. По итогам проверки виновные лица могу быть привлечены к административной ответственности, руководителю УК выписан штраф, выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Жалоба в Роспотребнадзор
Роспотребнадзор РФ (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) – государственный орган контролирующий соблюдение санитарных правил и нормативов. Относительно сферы ЖКХ Роспотребнадзор защищает права жильцов многоквартирных домов на получение от компании, управляющей домом услуг надлежащего качества.
Жалобу в Роспотребнадзор следует подавать в следующих случаях:
- неудовлетворительное санитарное и техническое состояние и/или содержание мест общего пользования, детских игровых площадок, подвалов, площадок для мусора и бытовых отходов;
- несоответствие нормам коммунальных услуг (неудовлетворительное качество воды, низкая температура горячего водоснабжения, низкая температура воздуха в квартире);
- превышение допустимого уровня шума при работе инженерного оборудования;
- наличие мышей, крыс и насекомых на придомовой территории и в жилом доме;
- навязывание дополнительных платных услуг, не предусмотренных в договоре управления многоквартирным домом;
- непредставление информации о сторонних исполнителях оказывающих услуги по обслуживания дома и придомовой территории;
- негативное воздействие на жителей ретрансляторов сотовой связи.
Жалобу в Роспотребнадзор можно подать через официальный сайт, через портал Госуслуги, заказным письмом, по электронной почте, лично. Срок рассмотрения обращения – 30 дней.
Жалоба в Федеральную Антимонопольную Службу (ФАС)
- Федеральная антимонопольная служба — осуществляет контроль по соблюдению законов в отношении добросовестного ведения бизнеса. Обращаться с жалобой в ФАС целесообразно, в случае необоснованного завышения тарифов на коммунальные услуги. Других полномочий в сфере жилищно-коммунальных услуг ФАС не имеет. ФАС проведет проверку, установит причины и обоснованность повышения тарифов. По результатам проверки ФАС имеет право наложить санкции на управляющую организацию.
- Обратиться в ФАС жалобой в электронном виде можно через официальный сайт ФАС России или через портал государственных услуг: gosuslugi.ru
Жалоба в РосЖКХ
РосЖКХ — специальный общественный интернет-сервис под эгидой Фонда борьбы с коррупцией. Обратиться туда с жалобой на УК можно только через интернет.
Функционал сайта позволяет пользователю самостоятельно выбрать в списках тему жалобы, государственный орган – получатель жалобы, описать нарушения в сфере ЖКХ и приложить подтверждающие фото или видео материалы подтверждающие факты нарушений изложенных в тексте жалобы.
Жалоба автоматически направляется в указанные Вами надзорные инстанции. В случае затруднений в выборе правильного государственного органа, следует выбрать пункт – «по умолчанию», и жалоба будет разослана во все возможные инстанции.
Также пользователю будет показаны те законы, на которые следует опираться в каждой конкретной жалобе, перечень государственных органов контролирующих данный вопрос, сроки устранения нарушения и размер возможного штрафа управляющей компании.
Жалоба в прокуратуру и суд
Прокуратура Российской Федерации — государственный правоохранительный орган осуществляющий надзор за исполнением законодательства. В районную прокуратуру или суд следует обращаться, если допущенные управляющей компанией нарушения не были устранены после обращения в другие контролирующие органы.
Обратиться в прокуратуру или суд с иском можно по следующим основаниям:
- управляющая компания присваивает и/или неправомерно расходует денежные средства;
- управляющая компания осуществляет неправомерные действия, бездействует или не выполняет требования законодательства (Постановлениеи Госстроя № 170, ст. 161 Жилищного кодекса).